Как функционирует миф?

Копия картины Diptych «The keepers of the flame» сделана с сайта ИНК

Как функционирует миф?

Миф как один из способов социального управления
Человек удовлетворяет свои сверхпотребности в Мы. На базаре жизни человек суггестируется разнообразными мифами. Образно говоря, миф- это отель, где "все включено", где весь букет потребностей (идеальные, социальные, самосохранения) удовлетворяются в рамках одной какой-то мифологемы.
Можно предположить, в связи с этим, что структура мифа перекликается со структурой сверхпотребностей человека и связанных с ними ценностей (власть, слава, здоровье, деньги), разработанной И.Н. Калинаускасом на основе МКС (метода качественных структур).
Рассмотрим миф как целое, воспользовпвшись МКС и взяв в качестве примера мифа сетевой маркетинг. Итак, аспект организации (сверхпотребность в личном бессмертии) корелирует в мифе с обещанием физического и материального благополучия (идея процветания).
Аспект связи (сверхпотребность в  идеальном социуме) корелирует с манипуляцией отношениями ("любовь"и "забота").
Аспект функционирования  (сверхпотребность в абсолютной истине) перекликается с миссией ( от простой идеи зарабатывания денег до спасения всего человечества).
Аспект координации (самооценка) перекликается с верой, как с аспектом координации мифа.
Таким образом, удовлетворяя сверхпотребности человека, миф транслирует социальные ценности  (власть, слава, здоровье, деньги) и опирается на них. Миф как мотивирующая иллюзия заставляет человека быть активным и действовать в интересах мифа. Если учесть, что в аспекте координации социальных ценностей находятся деньги, как подчеркивает И.Н.Калинаускас, становится ясной направленность мифа как способа зарабатывания денег. Это структура мифа. Как же он функционирует? 

Почему человек живёт в мифе и как миф живёт человека? Почему миф как система социального управления так эффективен и существует до сих пор?

 Как заметил И.Н.Калинаускас, сверхпотребности связаны с поиском идеального: идеальной истины, идеального социума, идеал персонального бессмертия, но идеальное невоплотимо и человек всегда неудовлетворен. Миф прекрасно снимает этот невроз, обещая в рамках мифа удовлетворение этих сверхпотребностей. Появляется виртуальная морковка светлого будущего, где все осуществится, а настоящее - это борьба за светлое будущее. Человек как изделие, живя в автоматическом режиме, становится объектом социального манипулирования, основанного на невоплотимости идеального. Внедряя в сознание социальные ценности (слава, власть, здоровье, деньги) миф порождает процесс всеобщей занятости, 
обещая в светлом будущем постижение абсолютной истины, идеальный социум и личное бессмертие.

  Рассмотрим, как работает принцип управления  обещанием на примере корпорации - сети предприятий, декларирующей корпоративные ценности и корпоративную этику (все для людей). Если рассмотреть корпорацию по МКС, то мне становится очевидно, что в ее основе лежит структура мифа.
В аспекте организации корпоративного управления - обещание материального достатка и процветания.
В аспекте связи находится лозунг: мы - семья.
В аспекте функционирования - идея неуклонного карьерного роста и влияния.
В аспекте координации корпорации - вера в корпоративные ценности и верность им.
Система базовых ценностей создаёт мотивацию: я хочу. Я хочу процветания (ценность - здоровье и благополучие), я хочу быть в семье (ценность - меня знают и ценят), я хочу карьерного роста (ценность - мое влияние возрастает). Я предан корпоративной идее и морковка светлого будущего (т.е. обещание наилучшей реализации созданных корпоративным мифом "хочу") манит меня включиться в гонку за счастьем. 
Как же увидеть свой миф и выйти из-под его влияния? Нужно зеркало, в котором он может отразиться.

Диалог с миром - путь за пределы мифа
  Миф обращён к человеку как объекту воздействия, погружая человека в "что такое хорошо и что такое плохо" через удовлетворение сверхпотребностей и формируя его самооценку. Задача мифа - тотальная суггестия, поэтому можно сказать, что миф - монологичен. В рамках мифа невозможен диалог человека с миром. Между человеком и миром стоит миф. В диалоге (И.Н.Калинаускас) есть Я как субъект и Другой как субъект. Задача и цель диалога - услышать Другого и вступить с ним в непосредственный контакт (резонанс).

     Как же увидеть свой миф?
Только с помощью "зеркала", в котором отразится миф. Таким "зеркалом" может стать шут (в истории культуры), мастер (в духовной  традиции), а также жизненная катастрофа.
 В истории человечества с давних времён на маргинальных окраинах социума в различных культурах можно встретить персонаж, который называли шут, плут, трикстер, проказник, деревенский дурачок, юродивый. Не вдаваясь в культурологические подробности, можно сказать, что шут имеет определенную степень свободы от какого бы то ни было мифа. И плата за эту свободу - отверженность и одиночество, непринадлежность ни к какому Мы.
Шут действует в определенном времени и пространстве: хронотопе мениппеи. (В истории культуры это были времена греческих сатурналий и особенно карнавала в эпоху европейского Возрождения). Суть мениппеи - это создание особого пространства и времени, где нет зрителей, где все являются участниками. В таком случае нет внешнего наблюдателя, оценивающего происходящее. Таким образом создаётся пространство свободы, совместного переживания, где шут разворачивает свои провокации.

Функция шута - взорвать стабильную мифологему, вывернуть миф наизнанку, довести его до абсурда. Понизив культурологический градус, вспомним простодушного озорника Винни-Пуха ( "в голове моей опилки" - дурачок, что с него  возьмёшь), который создаёт особую атмосферу веселой относительности, в которой каждый персонаж, являясь серьезным в своем мифе, получает шанс встретиться с собой, увидеть себя в зеркале диалога и поставить вопрос "Кто я такой?" 

Содержание мифа можно попробовать увидеть и опираясь на естественную систему координат:
верх/низ, лево/право, вперёд/назад -
наполняя их символическим значеним, ( например, рай - вверху, ад - внизу).
Шут, не привязанный к своей самооценке, как бы не знает, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Это позволяет ему легко манипулировать содержанием мифа, показывая страшное - смешным, переворачивая верх/ низ ( шут на троне), лево/право (например, выворачивая одежду). Создаётся особая атмосфера живого спонтанного переживания, переводящая человека из присутствия в пребывание. Но... Мениппея заканчивается, шут уходит в тень. На троне вновь появляется король мифа. Ты кто? Ты где? Может, этот шут внутри тебя? Шут всегда смеётся над собой, а не над людьми, рождая новое собой и через себя.
Контакты

Email: torryfire @ gmail.com
Email: info @ myself.net.ua
Телефон: +38(096)451-61-54 Виктория
Телефон: +38(050)267-46-04 Сергей