ЧЕЛОВЕК С ДВУМЯ КРЫЛАМИ

Копия картины Diptych «The keepers of the flame» сделана с сайта ИНК

ЧЕЛОВЕК С ДВУМЯ КРЫЛАМИ

Известно, что на заре истории человечества первобытный миф был особой формой познания мира через тотальное переживание.

Это восприятие сродни детскому (до трёх лет). Не имея развитого логического мышления, человек воспринимал мир тотально, используя ресурс души. Эти переживания и передавались через мифы в спецситуациях, организуемых шаманом либо жрецом.

Миф в своей реализации создавал такое целое, которое затрагивало  и внутренний и внешний мир человека.

В давние времена, в период детства человечества, миф был переживаемой изнутри картиной мира, а не  просто описанием его. Поэтому он образный. Изначально миф был основной формой познания и передачи знаний о мире и человеке.

Рассмотрим первобытный миф как целое с помощью МКС.

В аспекте организации находится текст (сюжет, история).
В аспекте функционирования  располагается ритуал (действо, танец, в котором миф выражается).
В аспекте связи - переживание, связующее сюжет и действо.
В аспекте координации находится познание мира.

Таким образом очевидно, что миф создаёт определенную картину мира и воссоздаёт ее в сознании человека через определенные ситуации - ритуалы, вовлекая его в тотальные переживания, инициируемые шаманом. В более поздние времена, да и в наши дни, для обучения в разных культурах используются притчи при условии максимально глубокого переживания содержания и включения обретенных смыслов в свою жизнь.

Как же миф из формы познания мира и человека превращается в форму внешнего социального управления?
Все начинается с того момента, когда (в связи с цивилизационными процессами), внешний мир становится более значимым и разнообразным, чем внутренний. Нарушается целостность восприятия. Социальное разнообразие общества и необходимость управления большими массами людей приводят к превращению  мифа из способа познания в форму социального управления. Современное состояние крупнейших мировых религий - убедительное этому подтверждение: несколько раз в год, надев "правильную" одежду, люди приходят в храм, совершая  установленные ритуалы, и называют себя верующими людьми, не только не переживая происходящее, но даже не понимая, что все это означает. 

   Что же происходит с мифом? 
Обратимся к МКС. В аспекте организации сакральный текст, как картина мира - превращается в кодекс поведения ( формируется система требований: хорошо -плохо).
В аспекте связи тотальное переживание заменяется эмоциональным контактом на основе плюс - минус подкреплений (фиксируется система соответствий).
В аспекте функционирования священнодействие превращается в действие по привычке на основе надо – не надо (создается система ожиданий).
А в аспекте координации манипуляция людьми подменяет познание.
Как следствие этого формируется совершенно иная мотивация человека, основанная на социальных ценностях ( власть, слава, здоровье, деньги).
Ценность субъективного переживания, тотальной включенности, бытия считается присущей только людям творческих профессий и чудакам.
Таким образом, очевидно, что кардинально изменилось само содержание понятия мифа.
Миф как форма целостного восприятия детства человечества превращается в форму управления подросшим человечеством.
Передача картины мира через переживание превращается в передачу только через описание. Можно сказать, что в результате человек из включенного участника жизни (в своем определенном объеме) превращается в пасивного наблюдателя и объект социальных манипуляций.

Может ли духовное учение о мире и человеке и его практики использоваться для социального управления?
Обратимся к мифу-познанию по МКС.
Как только редуцируется включенность как переживание (т.е. внутренняя работа), учение превращается  в простое повествование, и, или в ритуал. Вспомним мировые религии, где есть эзотерическая часть как путь в себя и внешняя социальная часть - убежище. Что не есть плохо.

Выбор стоит за каждым человеком: удовлетвориться психологическим комфортом убежища, либо стать птицей с двумя крылами и захотеть пережить свою целостность как единство обьективной и субъективной  реальности.

Контакты

Email: torryfire @ gmail.com
Email: info @ myself.net.ua
Телефон: +38(096)451-61-54 Виктория
Телефон: +38(050)267-46-04 Сергей