«Джалал- ад- дин Руми - величайший персидский поэт-суфий». Именно таким образом он сейчас представлен в объеме культурного наследия.
О чем его тексты? - Что это: поучительные истории или любовная лирика? Почему из года в год моя рука все равно тянется, чтобы открыть томик и разглядеть новое в себе… Как это у него получается?
Известно, что Руми жил и творил в 13 веке. Но когда сегодня наудачу читаешь любое его четверостишье - возникает ощущение, что это наш современник и живет где-то совсем рядом. Видимо, взгляд любого мудреца не привязан к течению обыденного времени, а источник никогда не обрастает сединой.
Очевидность всегда парадоксальна.
Поэтому и требуются особые приемы метафорического языка, чтобы передать присутствие глубины…
Его стихи не для размышлений или наслаждения – это возможность войти в особые состояния, особые пространства. Именно так, ведь все что он написал – это история постижения своего внутреннего мира и искренняя попытка передать объем пережитого миру людей.
Существует легенда о том, что особый стиль его поэзии возник, потому что он распевал свои стихи и даже танцевал в ритме рождающихся строк.
Говорят, что как-то, проходя мимо мастерской ювелира, Руми неожиданно остановился и стал двигаться под стук его молоточка. Так живой ритм работы ремесленника стал источником вдохновения для поэта.
Резонансное взаимодействие с миром Руми считал для себя определяющим, именно поэтому его поэзия наполнена
внезапными поэтическими и стилистическими вольностями.
Когда ярко вспыхивает пламя Любви, дым умозрения рассеивается.
«На бойне любви убивают
лишь лучших, не слабых, не увечных.
Не беги от этого умирания.
Кто не был убит ради любви, тот мертвечина».
Так звучит истина, пережитая и Богом и “учителем учителей» и просто человеком… Она не только «взрывает мозг» и заставляет перевернуть все житейские истины, но открыть потаенное… то что так страшно позволить себе.
Мы знаем, что и сегодня суфизм – традиция живая. Именно поэтому не прекращается живой диалог, сохраняющий актуальную интонацию общения.
Представьте себе, что вы приходите к мастеру за советом и он, внимательно посмотрев на вас, говорит…
ОТЛУЧИ СЕБЯ ОТ ГРУДИ
Мало-помалу отлучи себя от груди.
В этом суть того, что я должен сказать.
От зародыша, чье питание приходит с кровью,
перейди к младенцу, сосущему молоко,
к ребенку, способному есть твердую пищу,
к искателю в поисках мудрости,
к охотнику на менее очевидную добычу.
Подумай, каково говорить с зародышем.
Ты можешь сказать: «Мир снаружи огромен и сложен.
В нем есть пшеничные поля и горные перевалы,
сады в цвету.
Ночью - миллионы созвездий, а при дневном свете-
красота друзей, танцующих на свадьбе».
Ты спрашиваешь у зародыша, почему он сидит взаперти, в темноте, с закрытыми глазами?
Выслушай ответ:
«Нет никакого другого мира.
Я знаю только то, что сам испытал.
А у тебя, должно быть, галлюцинации».
Перевод Л.Тираспольского
Виктория