Ну, кому интересно, куда я хожу, что покупаю, с кем общаюсь, что я читаю...? Близким и друзьям? – Не факт... у них своих забот хватает...
Но у каждого из нас под рукой кнопка, мгновенно включающая того, кому мы действительно небезразличны – это наш гаджет. Дорогой друг, маг и волшебник, который настроен только на нас мгновенно предлагает необходимую информацию, или суточную порцию эмоциональной поддержки, или любимый развлекон, или просто возможность хоть куда-нибудь запихнуть свою голову... Создается впечатление, что этот маленький приборчик полностью зависит от наших выборов и создан исключительно для реализации наших потребностей. Может так оно и есть? Или правильнее поставить вопрос: «В чем тут подвох?»
Да, действительно, информационная сеть, в которую мы включаемся – чрезвычайно активна и имеет свою логику поведения. Обычным пользователям она не видна, так как они заняты исключительно собой и не представляют себе - в какую схему встроены.
А если попробовать открыть глаза и увидеть
схему продвижения информации в сетевом пространстве виртуальной реальности.
Воспользуемся для этого методом качественных структур –МКС.
Далее включаются один из важнейших алгоритмов, на которых держится современный интернет – это система персональных фильтров. Она жестко отсеивает инфомацию не связанную с «цифровой таковостью» конкретного юзера.
Таким образом, машины выстраивают вокруг нас так называемый «пузырь фильтров», определяющий то, какой будет виртуальная реальность для каждого пользователя. Поэтому в наших лентах собрано всё самое релевантное для нас.
«Для тебя сейчас интереснее белочка, умирающая рядом с твоим домом, чем люди, умирающие в Африке», — говорит об этом Марк Цукерберг.
Так как пузыри фильтров для всех разные, часто мы не осознаем, какую картину виртуальной реальности видят наши знакомые и то, что их лента принципиально отлична от нашей.
Отфильтрованная на основе нашей цифровой таковости информация - оформляется в так называемый «тоннель реальности». Это понятие заимствовано из медицины.
Тоннельное зрение — это болезнь, при которой человек теряет способность периферического обзора и видит только узкую область по центру сетчатки, в результате чего он начинает с трудом ориентироваться в пространстве.
Тоннель реальности — это тот узкий спектр явлений и мнений, которые мы видим, находясь внутри сформированной алгоритмами виртуальной реальности. Это наши информационные шоры. Попадая в них, мы перестаем воспринимать сложность и взаимосвязанность мира и видим только то, что находится на цифровом обзоре перед нами.
Возникает все тот же закономерный вопрос: «Зачем сетям это надо?» - Получается, что им выгодна наша психологическая стабильность, психологическая неповоротливость и однозначность. Так легче общаться с клиентом, он ведь не меняется...
Может ли в наш «тоннель реальности» попасть принципиально новая информация, способная расширить нашу картину мира и помочь нам измениться? – Анализируя действие этой схемы, видно, что алгоритм по своей воле не пропустит внутрь информационного тоннеля информацию, противоречащую тому образу о нас, который он сам и создал.
Что происходит при этом с самим человеком?
Если понимать и помнить, что каждого из нас пичкают только сьедобной и приятной для потребления информацией, то все это может привести только к внутренней консервации уже сложившихся мнений и точек зрения. Социальные сети лишь убеждают нас в собственной правоте и минимизируют шансы отреагировать на противоположные взгляды.
К примеру, если мы попадаем для поисковика в категорию тупых искателей эндорфинового кайфа, то со временем мы действительно станем еще тупее, так как сеть нас окружит тупым контентом — это как сила влияния плохой компании, только куда более действенная.
Можно ли выстроить желаемую траекторию движения в виртуальном пространстве?
Так, чтобы в результате постоянно обновлялась версия нас самих?
Но способна ли на это Машина... Да и кто уговорит
IT- корпорации отказаться от такого сверхприбыльного бизнеса...?